Литературная Россия богата именами классиков. Среди них особое место принадлежит Л.Н. Толстому – без сомнения, одной из величайших личностей в истории мировой культуры. Он родился, жил и творил именно здесь, в своей родовой усадьбе со светлым и поэтическим названием - Ясная Поляна.
Сегодня музей входит в число особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.
Перед входом в усадьбу располагаются две круглые кирпичные башни, простые и изящные. Они были выстроены дедом Толстого, князем Н. С. Волконским. Когда-то между башнями были укреплены железные ворота, но при Толстом их уже не было. Внутри башни полые, в них укрывались от непогоды сторожа. Налево от входа - небольшой домик, называемый «каменка». Здесь жил садовник. В 90-е годы в «каменке» была школа для крестьянских детей, в которой преподавали старшие дочери Толстого - Татьяна Львовна и Мария Львовна.
«Князь Андрей велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство… Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта» (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Кдому Л.Н. Толстого примыкает старинный липовый парк «Клины», разбитый в классическом стиле, по образцу французских регулярных парков. Свое название парк получил из-за своей планировки: внешние аллеи замыкаются квадратом, а внутренние пересекаются в центре и делят территорию на восемь треугольников - «клинов». Лаконично и точное описание парка дал в свое время сам писатель, назвав «Клины» «квадратом и звездой».
За двести с лишним лет своего существования парк почти не изменился. Так же, как и при матери Толстого Марии Николаевне, в липовых «клиньях» растут яблони. Аллеи парка бережно хранят одно из преданий семьи Волконских, согласно которому в «Клинах» любил гулять под музыку своего крепостного оркестра дед писателя. Скамьи для музыкантов располагались на круглой площадке в центре парка. При князе Волконском в Ясной Поляне действительно звучала музыка - рисуя в черновиках «Войны и мира» картины жизни семьи Болконских в Лысых Горах, Толстой зачастую рассказывал о своих деде и матери.
«В саду с высокими липовыми аллеями, сквозь которые чуть просвечивало солнце, было свежо и сыро. В семь часов утра на одной из липовых аллей, составлявших квадрат и звезду подле дома, стояло человек восемь людей в камзолах, чулках и башмаках и тупеях с скрипками, флейтами и нотами, и слышался осторожный говор и настраиванье инструментов. В стороне от аллеи, закрытый липами во внутренности квадрата, стоял, по крайней мере, столетний ясень, аршина два с половиной в диаметре. Вокруг ясеня были сделаны кругом скамейки для восьми человек музыкантов и пюпитры. Кругом было обсажено шиповником и сиренью, круглая площадка была высыпана песком.
– Проснулся, - прокричал мальчик-казачок, пробегая через аллею… Музыканты зашевелились, скрылись за аллею и разложили ноты и, слегка построивши, глядя на капельмейстера, ставшего перед ними, начали играть одну из симфоний Гейдена… Ровно в семь часов, еще не добили часы, князь вышел с крыльца в чулках и башмаках, в простом сереньком камзоле с звездой и в круглой шляпе и с костылем в руке… Князь прошел в аллеи и, заложив руки назад, стал ходить. Музыка играла». (Л. Н. Толстой. Из черновиков «Войны и мира»)
Дом Толстого – бывший правый флигель архитектурного ансамбля, строительство которого было начато при князе Волконском и завершилось при отце Толстого Николае Ильиче. Именно сюда писатель переселился в 1856 г., после окончания военной службы, во время которой на своз был продан большой яснополянский дом.
Сюда в 1862 г. он привез из Москвы свою молодую жену Софью Андреевну. Здесь на свет появились его дети – одиннадцать из тринадцати. Со временем небольшого флигеля уже не стало хватать для растущей семьи, и Лев Николаевич решил пристроить недостающие комнаты. В 1871 году была начата пристройка с южной стороны дома. 20 февраля 1872 года Толстой писал Фету: «… дом вы наш не узнаете: мы всю зиму уж пользуемся новой пристройкой». На втором этаже устроен был просторный зал с шестью окнами; здесь теперь собиралась вся семья и многочисленные гости. Внизу появилась передняя, из которой ведет лестница на второй этаж, и еще одна комната, где Толстой решил устроить себе новый кабинет. В этом кабинете и была от начала до конца написана «Анна Каренина».
В 1892 году с южной же стороны дома возникла терраса с белыми балясинами с вырезанными на них лошадками, человечками и петушками. Постепенно она густо заросла диким виноградом и превратилась в необычайно уютный уголок, без которого невозможно представить себе размеренной усадебной жизни: густая зелень или осенний багрянец виноградных лоз, изящная плетеная мебель, решетчатые дверцы, ступеньки, спускающиеся в цветник… Летом здесь беседовали с гостями, пили чай, обедали.
Последняя пристройка - с противоположной стороны дома, выходящая в парк «Клины» - была закончена в 1894 году. Теперь яснополянский дом приобрел свой законченный облик.
Во дворе дома находятся хозяйственные постройки – Белая кухня, где обедала прислуга и пекли хлеб, а также ледник и дровяной сарай.
В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они принадлежали писателю, его домашним, а то и предкам Льва Николаевича. В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 года, последнего года жизни Толстого.
Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна очень любила цветы, сама ухаживала за ними. И сейчас на клумбах можно увидеть ее любимые цветы.
«Мы сидели на террасе и собирались пить чай. Сад уже был весь в зелени, в заросших клумбах уже поселились соловьи на все Петровки. Кудрявые кусты сирени кое-где как будто посыпаны были сверху чем-то белым и лиловым. Это цветы готовились распускаться. Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце. На террасе была свежая тень» (Л.Н. Толстой «Семейное счастье»).
Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском и состоявшего из большого дома, в котором Толстой родился (этот дом не сохранился), и двух флигелей. В 1859 году в левом флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, просуществовавшая до 1862 года. В светлых комнатах второго этажа были устроены классы, на первом стояли гимнастические снаряды. Был в школе и небольшой музей естественной истории.
Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей.
«На другое утро мы пошли осматривать флигель, где помещалась школа. Наверху были светлые, большие, высокие комнаты с балконом и прекрасным открытым видом. Могла ли я думать тогда, что буду приезжать на лето почти ежегодно, со своей семьей, в течение 25 лет в этот самый флигель.»
Т. А. Кузминская. «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»
По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских. Рядом с флигелем находятся хозяйственные постройки – ледник и дровяной сарай. Во Флигеле Кузминских размещаются музейные экспозиции. Первая экспозиция («Толстой в Ясной Поляне» была открыта здесь в год столетия со дня рождения Л.Н. Толстого (1928). Позднее во флигеле был создан Литературный музей. С 1990-х годов это здание используется для временных выставок, рассказывающих о Л. Н. Толстом и его семье. Так, начиная с 1994 года, с успехом прошли выставки «Вера, Надежда, Любовь Софьи Андреевны Толстой», «Толстой и кинематограф», «Живой Толстой», «Александра Толстая», «Живые, трепетные нити» и другие.
В последние годы жизни писатель неоднократно высказывал просьбу похоронить его в Ясной Поляне: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».
Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага; на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
Могила Толстого очень необычна и как будто слишком проста: зеленый холмик на краю оврага, ни надгробного камня, ни даже креста… Но именно эта могила, покой и тишина старого леса могут очень много сказать о Толстом, о его понимании жизни и смерти. Это последний приют человека, который очень любил жизнь.
Дом Волконского - самое старое каменное здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский в то время, когда шло строительство предназначенного для него большого дома с флигелями. Вероятно, дом был возведен не Волконским, а появился ранее. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и «черная кухня». В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.
В настоящее время в здании располагается администрация и научная библиотека музея.
Дом Волконского, как некоторые другие яснополянские постройки, упоминается Толстым в повести «Поликушка»:
«Поликей, как человек незначительный и замаранный, да еще из другой деревни, не имел протекции ни через ключницу, ни через буфетчика, ни через приказчика или горничную, и угол у него был самый плохой, даром что он был сам-сём с женой и детьми. Углы еще покойным барином построены были так: в десятиаршинной каменной избе, в середине, стояла русская печь, кругом был колидор (как звали дворовые), а в каждом углу был отгороженный досками угол».