Маршрут «По усадьбам Тульской области» позволит погрузиться в удивительный и неповторимый мир усадебной жизни, ближе познакомиться с традициями, историей мест, где жили выдающиеся ученые, писатели, художники, почувствовать особую атмосферу интеллигентной старины, восхититься очарованием российской глубинки.
Богородицкий дворец - один из первых представителей раннего классицизма в России. Облик его прост и строг: двухэтажный с полукруглым выступом на западном фасаде. Восточный фасад украшен портиком из тосканских колонн, поддерживающих балкон. Как корона, его венчает бельведер, что в переводе означает «прекрасный вид». Знатоки классического искусства обязательно почувствуют дух итальянского палаццо, гуляя по дворцу и его окрестностям.
В композицию усадьбы архитектор включил два флигеля (разобраны в 1929 году) и барочную башню-колокольню, построенную еще в середине XVIII века неизвестным зодчим. Он сделал ее парадным въездом и звонницей для Казанской церкви. Храм, возведенный по проекту Старова в 1774 - 1783 годах, и и поныне является действующим.
Богородицкая усадьба стала родовым гнездом четырех поколений графского рода Бобринских. До Октябрьской революции для них это был просто дом, который радовал гостей своим убранством, живописными коллекциями работ Бассано, Гюбера Робера, Василия Дмитриевича Поленова, мебелью XVIII века и коллекцией саксонского фарфора. Этот дом в свое время встречал последнего крымского хана Шагин-Гирея, тульского наместника Кречетникова Михаила Никитича и почти всех тульских губернаторов, будущего императора Александра II и Великую княгиню Елену Павловну, поэта Василия Андреевича Жуковского и писателя Льва Николаевича Толстого.
В начале 1918 года дворец был национализирован. В период Гражданской войны во дворце располагались красноармейские части и войска ЧК. В 1934 году во дворце организовали санаторий «Красный шахтер». Преобразованный в госпиталь, он проработал до середины октября 1941 года. В ночь на 12 декабря 1941 года фашистские оккупанты превратили дворец в руины. Двадцать пять лет «графские развалины» возвышались над городом.
Дом – музей В. В. Вересаева открылся 15 января 1992 года. Размещённая в нём экспозиция посвящена жизни и творчеству Викентия Викентьевича Вересаева (Смидовича) – писателя, литературного критика и пушкиниста (1867 – 1945 гг.).
Писатель родился в Туле, в семье врача. Отец его был основателем Тульской городской больницы, а также санитарной комиссии. Совместно с коллегами стал создателем Общества тульский врачей. Мать Викентия Викентьевича организовала первый в Туле детский сад в своем доме.
Писатель закончил с серебряной медалью Тульскую классическую гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. После его окончания Викентий Викентьевич закончил медицинский факультет в Дерптском университете и вернулся в Тулу, где некоторое время занимался медицинской практикой.
Потом переехал в Петербург и затем в Москву, где и жил до конца своей жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова является одним из крупнейших и самых известных в России мемориальных музейных комплексов. Его территория включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в селе Бехово, построенные в конце ХIХ — начале ХХ веков по проектам В. Д. Поленова, могилу В. Д. Поленова, а также усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы леса, луга, сельскохозяйственные угодья. К настоящему времени территория музея-заповедника представляет относительно мало измененный участок естественной природной и историко-культурной среды.
Музей В. Д. Поленова (знаменитый «Дом над Окой») был основан в 1892 году академиком живописи, первым народным художником России Василием Дмитриевичем Поленовым (1844—1927 гг.) и является первым народным музеем в русской деревне, так как решением Комиссариата Имуществ Российской Республики в 1918 году дом был взят под охрану государства, как национальное достояние. В 1939 году наследники В. Д. Поленова передали в дар государству усадьбу со всеми находящимися в ней художественными ценностями. В 1966 году Госстроем РСФСР и Министерством Культуры РСФСР были утверждены границы охранной зоны Государственного музея-усадьбы В. Д. Поленова. Постановлением Совета Министров РСФСР № 16 от 19 мая 1991 года музей преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова с отводом 870 га земли в заповедную зону.
Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2014 года музей — заповедник В. Д. Поленова был отнесён к объектам культурного наследия федерального значения и установлен вид указанного объекта — достопримечательное место.
Подобное решение Правительства Российской Федерации было вызвано особым отношением не только к уникальным коллекциям музея, не только к уникальности его традиции и его собственной истории, но и уважением к мемориальному ландшафту, запечатленному не только в полотнах В. Д. Поленова, но и его учеников и последователей.
Непосредственно усадьба занимает площадь 14,1 га, включает в себя 17 мемориальных зданий, построенных по проекту В. Д. Поленова в конце XIX — начале XX вв. В те же годы по проекту В. Д. Поленова была построена церковь Святой Троицы в с. Бехово: после реставрации силами музея в ней проходят службы; а также школа в с. Страхово (архитектор В. Д. Поленов), которая в 2013 году была передана на баланс музея и в 2014 году, после реставрационных работ, открыта как Центр детского творчества.
«Большой дом» (собственно музей) — уникальный памятник архитектуры конца 19 в. Архитектурный стиль «Большого дома» трудно определить в общепринятых рамках: на первый взгляд — это модерн, но скорее можно говорить о «поленовском стиле» в русском зодчестве. Общая площадь дома −594 кв.м. Основа экспозиции — личная коллекция В. Д. Поленова и его семьи. Четыре поколения рода Поленовых, среди которых библиографы, военоначальники, филологи, историки, живописцы, внесли свой вклад в создание музея. Коллекция сохранила полную мемориальность, включая личные вещи В. Д. Поленова, например, собрание мемориальных фотографий, мебель, часть которой выполнена по эскизам художника, нумизматическая и археологическая коллекции и семейная библиотека. Коллекции древнегреческого и древнеегипетского искусства (включены в мировой Свод памятников) достались В. Д. Поленову в наследство от отца — Дмитрия Васильевича Поленова — члена Императорского Археологического Общества, члена — корреспондента Императорской Академии наук, юриста по образованию, закончившего Петербургский университет; после университета сначала работал в МИДе, затем был назначен секретарем при Русской миссии в Афинах; именно из Греции и были привезены древнегреческая и древнеегипетская коллекции. Эти коллекции были пополнены и находками самого В. Д. Поленова, привезенными им из путешествия по Востоку в 1882 году.
Коллекция оружия, в которой есть и винтовка «винчестер», привезенная В. Д. Поленовым с Сербско-турецкой войны 1886—1887 гг., в которой Поленов был добровольцем.
Коллекция русской живописи и графики, помимо работ самого Поленова и его сестры Елены Дмитриевны, включает полотна друзей художника по Академии художеств, Товариществу передвижных художественных выставок: И.Репина, И.Шишкина, В.Васнецова, Н.Ярошенко и др. и учеников В. Д. Поленова по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества: И.Левитана, К.Коровина, И. Остроухова; ни один музей России не обладает столь полной коллекцией работ М.Якунчиковой и Е.Татевосяна.
Коллекция советской живописи включает работы Н.Крымова, В.Бакшеева, П.Кузнецова, Кукрыниксов.
Среди работ западно-европейских художников такие раритеты как «Мадонна Сиенской школы» XIV в., купленная Поленовым во Франции и П.Веронезе «Борьба Иакова с Богом» XV в., купленная В. Д. Поленовым у родственников В. А. Жуковского.
Коллекция декоративно-прикладного искусства, помимо работ народных мастеров, включает изделия абрамцевских столярной и гончарной мастерских, среди которых авторские работы М.Врубеля, А.Головина, Е.Поленовой, С. И. Мамонтова, А.Матвеева и самого В. Д. Поленова.
Мастерская «Аббатство», сохранившая мемориальный внешний облик, мемориальную планировку комнат и частично мемориальный интерьер позволяет показывать те материалы из фондов музея, которые рассказывают о создании народного крестьянского театра в усадьбе «Борок» и о творчестве Поленова-декоратора.
Лодочный сарай «Адмиралтейство», сохранивший свой исторический облик, но полностью утративший мемориальную планировку, после реставрации работает как выставочный зал и зал для показа поленовской диорамы — «Кругосветное путешествие» в картинках, которые показывают с помощью подсвета и с комментариями — для посетителей музея. Диорама была создана В. Д. Поленовым в 1920 году.
Уникальность музея состоит в том, что все традиции, заложенные Поленовым свыше ста лет назад, живы и по сей день.
Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833) — известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливым умом, Андрей Тимофеевич Болотов оставил свой след во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые.
«Сельский житель» и «Экономический магазин», издаваемые Андреем Болотовым, были блестящим завоеванием журналистики XVIII века. Болотов оставил после себя 350 томов сочинений, исследовательских работ, воспоминаний. Болотовские рукописные книги хранятся в лучших библиотеках, архивах и музеях России.
В 1797 году на ребре горы Авенезер выстроен новый дом. Приведен в порядок «садовый завод», в котором произрастало 196 сортов яблок и груш. «Гуляльные» или «увеселительные» сады из регулярных превращены в пейзажные, поля приносили обильные урожаи хлебов и картофеля. После его смерти многое изменилось в Дворяниново. Усадьба была продана его внуком, сады пришли в упадок, а дом после многократной смены владельцев в 1931 году был сожжен.
В 1988 году к 250-летнему юбилею ученого основано Государственное учреждение культуры Тульской области «Музей-усадьба А. Т. Болотова «Дворяниново» Постановлением Совета Министров СССР № 1512 от 22.12.1986 года; Приказом Министерства Культуры РСФСР № 609 от 09.10.1987 года и решением Тульского областного исполнительного комитета № 9–254 от 25.06.1991 года. По описаниям и рисункам хозяина усадьбы на старом фундаменте восстановлен дом.
Для посещения музей открыт в декабре 1993 года. В доме-музее развернута экспозиция быта среднепоместного дворянства, к сословию которого относился Андрей Тимофеевич, а из экскурсии можно узнать о жизни и деятельности ученого. В усадьбе предполагалось создать рекреационный, учебный, научный и производственный центр. В настоящее время восстановлены каскады прудов, нагорный сад, огород, некоторые элементы усадебной архитектуры.
В экспозиции постоянно действуют выставки минералов и «Куклы наших прабабушек». В музее регулярно проходят выставки художников из Москвы, Тулы и других регионов России.
В 2007 году музей-усадьба А. Т. Болотова «Дворяниново» впервые в своей истории принял участие в IV грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимом Благотворительным фондом В.Потанина, с проектом «Усадебный декокт А. Т. Болотова» и стал победителем этого конкурса. В результате в непосредственной близости от дома-музея появилась выставка под открытым небом «Русский огород XVIII века».
2007 год был неожиданно удачным на победы в грантовых конкурсах. Еще одним событием стала победа в «Конкурсе на присуждение 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» проекта «Настоящее в прошлом». Этот проект подразумевает восстановление еще одного элемента усадебной архитектуры — беседки «Храм удовольствия», а также нескольких деревянных сиделок, выполненных по описаниям и рисункам А. Т. Болотова. «Храм удовольствия» располагается под сенью патриарха дворяниновского парка — дуба-арки.
На территории усадьбы в 1904–1921 годах располагалась Спасо-Казанская женская обитель к 100-летию которой, в 2004 году, на месте разрушенного храма был установлен и освящен памятный поклонный крест, а в музее развернута постоянно действующая экспозиция об истории обители.
Музей А. Т. Болотова это поистине райский уголок нашего края. Дуб-арка, Осиповский и Архаровский овраги, гора Шамуни, каскадные пруды доброжелательно встречают посетителей.